Начинающему христианину

Как правильно подготовиться к причастию.

Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае — три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища — мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов — и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений и просмотра телепередач. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в храме. Более прилежно выполняются утреннее и вечернее молитвенные правила, с добавлением к ним чтения Покаянного канона.

Независимо от того, когда в храме совершается Таинство Исповеди — вечером или утром, необходимо накануне причащения посетить вечернюю службу. Вечером, перед чтением молитв на сон грядущим читается три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу хранителю. Затем читается канон ко Святому Причащению до молитв ко Святому Причащению, которые читаются утром. Тем, кому трудно совершать такое молитвенное правило в один день, берут благословение у священника прочитать три канона заранее в течение дней говения.

Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготовки к причастию, вплоть до полного молитвенного правила ко Святому Причащению.

Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие — не курят). Исключение составляют младенцы (дети до семи лет). Но и детей с определенного возраста (начиная с 5—6 лет, а если возможно и ранее) необходимо приучать к существующему правилу.

Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят. После прочтения утренних молитв читаются молитвы ко Святому Причащению. Если утром чтение молитв ко Святому Причащению затруднительно, то нужно взять благословение у священника прочитать их вечером накануне. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо придти вовремя, до начала исповеди. Если исповедь была совершена накануне вечером, то исповедующийся приходит к началу службы и молится со всеми.

Из книги «Исповедь и Причастие. Как к ним подготовиться»

 

Как правильно подавать записки «О здравии» и «О упокоении»

 

Что такое помянник и церковная записка

Церковная записка, подаваемая «О здравии» или «О упокоении», — это сравнительно недавнее явление.

В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги.

Помянник — это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон.

Церковная записка, в сущности, — разовый помянник и требует к себе такого же уважения.

Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения.

Между тем, помянники и записки как по своему внешнему виду, так и по употреблению, могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом.

В чем преимущество молитв о наших родных и близких в храме

Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы как молитва общая, совокупная, то есть молитва Церкви.

Церковная молитва — эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).

В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм — дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву.

Еще в ветхозаветные времена молитвы сопровождались принесением в жертву животных во очищение от грехов и умилостивление Бога.

В Церкви же Нового Завета жертвоприношения животных не существует, ибо «Христос умер за грехи наши» (1 Кор. 15, 3). «Он и есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2,2). •

Он принес в жертву за всех Свою Пречистую Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечери совершать, в воспоминание о Нём, принесение под видом бескровных даров — хлеба и вина, — Его Пречистой Плоти и Крови во оставление грехов, что и совершается в храмах на Божественной литургии.

Как в Ветхом Завете к молитвам присоединялись жертвы, так и теперь в храмах, кроме молитвы, возносится Святейшая Бескровная Жертва — святое Причастие.

Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу.

«Я вас избрал и поставил вас, — говорит Спаситель Своим Апостолам, — чтобы… чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15, 16).

Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего… «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1 Тим. 2,1).

Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним» (Иак. 5, 14).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский вспоминал, как его, еще молодого священника, незнакомая женщина попросила помолиться об успехе одного ее дела.

— Я не умею молиться, — смиренно отвечал отец Иоанн.

— Помолитесь, — продолжала просить женщина. — Я верю, что по вашим молитвам Господь поможет мне.

Отец Иоанн, видя, что она возлагает такие большие надежды на его молитву, еще больше смутился, снова утверждая, что он не умеет молиться, но женщина сказала:

— Вы, батюшка, только помолитесь, я вас прошу, как умеете, а я верю, что Господь услышит.

Отец Иоанн стал поминать за литургией эту женщину. Через некоторое время батюшка снова встретил ее, и она сказала:

— Вот вы, батюшка, только помолились за меня, и Господь послал мне по вашим молитвам, что я просила.

Этот случай так повлиял на молодого священника, что он понял всю силу иерейской молитвы.

Кого нужно и можно поминать в записках

В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.

Первая записка, подаваемая нами, — «О здравии».

Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии — нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.

В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.

Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: «молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.

В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора, от «здравия» которого зависела судьба не только России, но и каждой семьи, каждого православного. Сейчас мы должны первым написать имя нашего Патриарха, а за ним — Архипастыря, Преосвященного Архиерея, поставленного от Бога духовного владыку, заботящегося и приносящего Господу молитвы и жертвы за врученную ему паству.

Так поступают многие христиане, так учит Священное Писание: «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 1-4).

Затем пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: «Поминайте наставников ваших» (Евр. 13,7).

Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи : «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1 Тим. 5,8).

За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу: «отдавайте всякому должное… Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13,7-8).

Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: (любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).

Молитва за врагов, за враждующих — великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

Вторая записка, подаваемая нами, — «О упокоении». В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог.

Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших — и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.

Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).

Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.

Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее Одну Главу — Господа Иисуса Христа. «Живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14, 8-9).

Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.

Как совершается в Церкви поминовение живых и усопших на проскомидии

Как же совершается в храме возношение Жертвы по нашим запискам?

Приготовление к Ней начинается во время проскомидии.

Проскомидия — это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для таинства.

В переводе с греческого это слово означает «принесение» — древние христиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для литургии.

Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, — так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.

Для проскомидии употребляется пять особых просфор.

Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину в форме куба — этой части просфоры придано название Агнец. Эта просфора, «агничная», полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Агничная просфора и служит собственно для Причащения.

Из второй просфоры, «богородичной», священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на дискосе по левую сторону от Агнца.

Из третьей просфоры, «девятичинной», вынимаются девять частиц — в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Эти вынутые частицы полагаются по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд.

После этого священнослужитель приступает к четвертой просфоре, из которой вынимают частицы о живых — о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших — Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.

На дискос укладываются и эти вынутые частицы — сначала за живых, ниже — за усопших

Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими.

В это время и читаются поминания — записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проскомидию.

После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)».

Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.

Это — первое, невидимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.

Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор.

Это — великое, святое место! Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.

«На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная… Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос. — В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!»

Многие считают, что частицы, приносимые о живых и умерших, являются очистительной жертвой наших грехов.

Это — заблуждение. От греха можно очиститься только покаянием, исправлением жизни, милостью, добрыми делами.

Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий: при возношении Святого Агнца, во время возглашения «Святая Святым» эти частицы не поднимаются для таинственного воздвижения на крест с плотью Спасителя. Эти частицы не даются в приобщение Плоти Спасителя. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.

Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Божественной кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспносылает их тому, о имени которого воз носится. После того, как все причастники приобщатся Святых Тайн, диакон влагает в потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых.

Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом возрадовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную.

Об этом говорят и слова, произносимые при этом священником: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».

Вот почему необходимо совершать поминовение живых и усопших именно в Церкви, на литургии — ведь именно здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов.

Жертва, принесенная Господом нашим Иисусом Христом на Голгофе и ежедневно во время литургии приносимая на святом Престоле, является полной и совершенно исчерпывающей платой за наш долг Богу — и только она, подобно огню, может попалить в человеке все его прегрешения.

Что такое заказная записка

В некоторых храмах кроме обычных записок о здравии и о упокоении принимают заказные записки.

Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектений, а затем эти имена повторяет священник перед престолом.

Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке — после окончания литургии о них возносится молитва на молебне.

То же происходит и на заказной обедне о упокоении с панихидой — и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит на ектений их имена, затем имена повторяет перед алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания литургии.

Сорокоусты — это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры.

«Сорокоусты, — пишет св. Симеон Солунский, — совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, — и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу — ред.). Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом».

Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.

Молебен — это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед литургией и после нее, а также после утрени и вечерни.

Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и т. д.

Другие молебны принадлежат к частному Богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Часто во время этих молебнов происходит малое освящение воды.

Записка на молебен начинается с указания, какому святому возносится молебен, пишется, о здравии он или о упокоении. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.

Когда будете подавать записку на молебен, скажите служителю, заказываете ли вы водосвятный молебен — в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим, — или же обычный, без водосвятия.

Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, на полугодие, на год.

В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение.

Если вы подали заказную записку, то имена, написанные в записках, произносятся на молении вскоре после чтения Евангелия.

По окончании Евангелия начинается сугубая (то есть усиленная) ектения — общий вопль к Богу, троекратное «Господи, помилуй!»

Диакон призывает: «Рцем (то есть да скажем, будем молиться, говорить) вей от всея души, и от всего помышления нашего рцем!»

В двух прошениях мы усиленно просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: «Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и помилуй. — Помилуй нас, Боже…»

Все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужебном братстве (притче церковном) и о всей «во Христе братии нашей», о властях и воинстве…

Церковь молится о милости (чтобы Господь умилостивился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть чтобы Господь посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого храма сего.

В последнем прошении сугубой ектений диакон усиленно призывает помолиться о плодоносящих и доброделающих во святом и всечестном храме сем, труждающихся (для храма), поющих и предстоящих людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости.

Плодоносящие и доброделающие — это верующие, которые приносят в храм все необходимое для Богослужения (елей, ладан, просфоры и прочее), которые жертвуют деньгами и вещами на благолепие храма, на содержание труждающихся в нем.

В определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой мы молимся за всех усопших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который бы не согрешил в своей жизни, умоляем Господа даровать нашим усопшим Царствие Небесное, где все праведные упокоеваются.

Во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы.

Затем священник произносит молитву перед Престолом, громко называя имена из записок.

Обычай чтения записок с именами во время сугубой ектений идет еще с древних, апостольских времен — «диакон поминает диптихи, сиречь помянник усопших». Диптихи — это две таблички, сделанные из бумаги или пергамента, сложенные как скрижали Моисея. На одной из них писались для чтения во время священнодействия имена живых, на другой — усопших.

Почему надо молиться об усопших

Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение с ними. Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную.

Наши молитвы о усопших — это продолжение наших отношений с ближними. Мы, верующие в то, что наши усопшие не умерли, веруем и в то, что Премилосердный Господь по молитве нашей простит души, умершие хотя и во грехах, но с верой и надеждой на спасение.

Церковь — это живой организм, по выражению апостола Павла, Тело, Главу которого составляет Сам Господь Иисус Христос.

К Церкви принадлежат не только верующие, живущие на земле, но и те, кто скончался в правой вере.

Между живыми и усопшими должно происходить живое, органическое единение, — ведь и в живом организме все члены связаны друг с другом, каждый исполняет что-либо для жизнедеятельности всего организма.

Наша обязанность — заботиться о тех членах Церкви, которые окончили свое земное существование, и нашей молитвой облегчить состояние усопших.

Многие перед смертью не успели сподобиться таинства покаяния и святого причащения, умерли неожиданной или насильственной смертью. Усопшие уже не могут сами покаяться, дать милостыню. Только принесение о них Бескровной Жертвы, молитвы Церкви, милостыня и благотворение за них могут облегчить их загробную участь.

Поминовение усопших прежде всего составляет молитва за них — домашняя, и особенно церковная, соединенная с принесением бескровной жертвы на божественной литургии.

«Когда весь народ и священный лик стоит с воздаянием рук, и когда предлежит страшная жертва, то как не умолим Бога, прося за умерших?» — пишет святитель Иоанн златоуст.

Но кроме молитвы о усопших мы должны всячески проявлять милость и совершать благотворения, потому что «милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех» (Тов. 12, 9).

Святитель Иоанн Златоуст советует: «Почти умершего милостынями и благотворениями: ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук».

Преподобная Афанасия, сказав, что «если грешны души усопших, то за благотворения живых в память их приемлют от Бога отпущение грехов», добавляет: «если праведны, то благотворительность за них служит к спасению самим благотворителям».

Поэтому необходимо, чтобы за наших усопших как можно чаще возносилась молитва и Бескровная Жертва.

Принесение за умерших Бескровной Жертвы облегчает их участь, хотя бы они были уже и в аду, ибо Бескровные Дары, приносимые к жертву, пресуществляются в Плоть II Кровь Христовы, так что Он Сам приносится в жертву ради спасения нашего.

Как правильно поминать усопших

Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной.

С особой ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления Апостольские. В них мы находим как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указание на дни, в которых особенно необходимо поминать усопших: третий, девятый, сороковой, годовой.

Таким образом, поминовение усопших — это апостольское установление, оно соблюдается во всей Церкви и литургия за усопших, принесение о спасении их Бескровной Жертвы есть самое сильное и действенное средство к испрашению усопшим милости Божией.

Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере.

Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются. Тем более эти лица не могут быть поминаемы на литургии. Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении и особенно литургии.

Но кроме этого Святая Церковь творит в определенные времена особое поминовение всех от века преставлыпихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнуты внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими.

В субботу мясопустную, перед сырной неделей, накануне воспоминаний Страшного суда, мы молим Господа, чтобы Он явил Свою милость всем усопшим в день, когда наступит Страшный суд.

В эту субботу Православная Церковь молится о всех усопших в Православной вере, когда бы и где бы ни жили они на земле, кем бы ни были по своему социальному происхождению и положению в земной жизни.

Молитвы возносятся о людях «от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере».

Три субботы Великого Поста — субботы второй, третьей, четвертой недель Великого поста — установлены потому, что во время преждеосвященной литургии не бывает такого поминовения, какое совершается во всякое другое время года. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви, и установлены эти родительские субботы. Церковь во время Великого поста ходатайствует об усопших, чтобы и им Господь простил грехи и воскресил их в жизнь вечную.

В Радоницу — вторник второй седмицы по Пасхе — с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, в надежде воскресения и наших усопших. Сам Спаситель сошел во ад проповедать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».

Троицкая родительская суббота — в этот день Святая Церковь призывает нас совершать поминовение усопших, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи душ всех от века усопших праотцов, отцов и братий наших и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, молясь об искуплении живых, о возвращении пленения душ их, просит «упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущий во аде исповедания дерзнут принести Тебе: но мы, живые, благословим Тя и молим, и очистительный молитвы и жертвы приносим Тебе о душах наших».

Димитриевская родительская суббота — в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан.

Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля (9 мая по новому стилю), в праздник победы над фашистской Германией, а также 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин.

Дни поминовения надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни.

Правила подачи записок «О упокоении» такие же, как и записок «О здравии».

«На ектений же больше поминаются новопреставленные или значительные строители обители, и то не более одно или два имя. Но проскомидия самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в кровь Христову и очищаются грехи сею великою жертвою; а когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и помянуть на ектений», — писал в одном из писем преподобный Макарий Оптинский.

Как часто следует подавать записки для поминания

Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас.

Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам.

Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров, необходимо как можно чаще, и обязательно в те дни, которые имеют особое значение: в день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи.

Почитая память святого, чье имя мы носим, мы этим призываем своего покровителя на молитву и ходатайство пред Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16).

Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения вашего ребенка.

За этим должны тщательно следить матери, ибо забота о ребенке составляет ил святой долг.

Влечет ли нас к себе грех, овладевает ли нами какая страсть, искушает ли диавол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, посетили беда, нужда, болезнь — в таких случаях молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит самым верным средством к избавлению, укреплению и утешению.

Памятка для желающего подать записку о живых и усопших

1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.

2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете — это уже молитва.

3. Записка должна содержать не более пяти-десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких — подайте несколько записок.

4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).

Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан — например, «о здравии» епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких.

То же относится и к запискам «о упокоении» — например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д.

6. Все имена должны быть даны в церковном написании (например Георгия, а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли),

7. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.

8. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец — младенца Иоанна.

9. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Не пишут в записках — «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего».

10. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный». Допускается в записках «О упокоении» написание перед именем «убиенный», «воин», «приснопамятный» (день смерти, день именин усопшего).

Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.

http://www.wco.ru

Как правильно подготовиться к исповеди?

 

Вы задумываетесь о том, чтобы пойти на исповедь, но еще не решились это сделать? Вас смущает, что вы не знаете, как правильно подготовиться к этому? С помощью следующих ниже простых советов вы сможете сделать первые шаги.

Исповедь — таинство примирения с Богом, когда кающийся в присутствии свидетеля-священника открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося. От исповеди следует отличать доверительную беседу со священником, где можно обсудить некоторые подробности своей жизни и получить ответы на вопросы. Конечно, какие-то вопросы можно решить и во время исповеди, но если вопросов много или их обсуждение требует длительного времени, то лучше попросить священника назначить вам время для беседы отдельно. Далее перейдем непосредственно к советам по подготовке к исповеди.

 

Каждый православный христианин приступает к Таинству Покаяния начиная с семилетнего возраста. Как правильно подготовиться к исповеди? Прежде  необходимо примириться со всеми, кого вы обидели и простить всех, кто обидел вас ибо, по словам Господа, «если не будете прощать людям согрешений их, то Отец ваш  не простит вам согрешений ваших». Поэтому непримирившийся напрасно будет каяться: не примет Господь ни его исповеди, ни молитв. Если по дальности расстояния невозможно помириться лично, напишите письмо, простите сердцем, помолитесь за обидевших вас. А если на ваше «прости» вам отказывают в примирении? Попросите прощения ещё раз, со смирением, и, если ничего не помогает, идите с миром. Бог судья тому человеку, вам остается только молиться за него.

Если вы желаете не только исповедаться, но и причаститься, необходимо особое приготовление, оно называется говением (смотри «Памятка готовящемуся ко Святому Причащению»). Но, прежде чем готовиться к Причастию,  испросите благословения у духовника, особенно если  вы раньше не причащались. Необходимо также помнить, что женщина не может приступать к таинствам в период месячного очищения.

На исповеди свои грехи вы должны называть сами, не ожидая вопросов священника: иначе какое же может быть покаяние, если вы и грехов своих не знаете? Для того, чтобы точнее и подробнее припомнить и исчислить свои грехи, нужно их заранее обдумать по порядку: например, по десяти заповедям Закона Божия. Можно их написать для памяти на бумагу, и это рукописание прочитать духовному отцу, который вместе с прощением грехов и уничтожит эту вашу рукопись греховную.

Пример построения Исповеди по десяти заповедям:

1. Первая заповедь: Я Господь Бог твой, и да не будет у тебя других богов, кроме меня. Подумай: других богов ты не знаешь, кроме Бога истинного; но действительно ли ты не любишь никого и ничего больше, чем Бога, никого более Бога не чтишь и не слушаешь, относишься к Богу с полным доверием, не роптал никогда на Бога и пр.?

Вопросы: 1. Имеешь ли твердую веру в слово Божие и учение св. церкви? 2. Не страдаешь ли от нападения на твою душу частых сомнений в истинах св. веры? 3. Не допустил ли когда сомнения и неверия в промысл Божий? 4. Не был ли когда безбожником или не сочувствовал ли  учению безбожников? 5. Не повинен ли в грехе ереси? Не сочувствовал ли ты когда еретическим лжеучениям? 6. Не подвергался ли когда отчаянию в своем спасении по случаю каких-либо тяжких грехов, тобой соделанных? 7. Не страдаешь ли духом уныния? 8. Не обращался ли когда к волшебникам, экстрасенсам, гадателям будущего и ворожеям? Не желал ли чрез них узнать будущее или получить облегчение от болезни, или избегнуть несчастья? Не гадал ли когда сам? 9. Не повинен ли греху суеверия? Не веришь ли в счастливые и несчастливые дни, встречам и другим приметам? 10. Не ленишься ли молиться Богу? 11. Не любишь ли тварь больше Творца? Не пристрастился ли к чему-либо земному до забвения Бога? 12. Не допустил ли греха человекоугодия, т.е, не льстил ли кому и не одобрял ли худых дел? 13. Не надеялся ли на человека более, чем на Бога? 14. Не надеялся ли только на свои силы, на свое богатство, на свои нравственные силы в деле спасения? 15. Любишь ли Бога больше всего на свете, больше отца, матери, детей, собственной жизни? 16. Не повинен ли в грехе неблагодарности Богу за Его безчисленные благодеяния тебе?

2. Вторая заповедь: Не делай изображений чего-либо, что на небе, что на земле или что в воде, не поклоняйся и не служи им. Ты не кланяешься идолам? Но не служишь ли ты более мамоне (т.е. богатству), чем Богу? Своему чреву, своему самолюбию, своей гордости, любостяжанию, объядению, пьянству, сильным мира сего до забвения Бога и т.д.?

Вопросы: 1. Не заражен ли ты страстию любостяжания (т.е. жадностью к богатству) или сребролюбия? 2. Не предаешься ли чревоугодию, сластолюбию, особенно пьянству? 3. Не страдаешь ли гордостью или честолюбием? Не превозносишься ли своими дарованиями, заслугами или добродетелями? 4. Не согрешил ли лицемерием, т.е. не казался ли ты для приобретения славы от людей благочестивым, не имея истинного благочестия в душе? 5. Не считал ли идолопоклонством поклонение св. иконам? Имеешь ли в доме святые иконы, носишь ли на себе крест Христов — орудие нашего спасения, стараешься ли правильно изображать на себе крест Господень? Часто ли причащаешься Святых Таин и с должным ли приготовлением?

3. Третья заповедь: Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. Не употребляешь ли имя Божие то и дело в шуточных разговорах и вообще без всякого благоговения? Не осеняшь ли себя крестным знамением безо всякой мысли о распятом за нас Господе, кое-как и иногда шутя? Не молишься ли Богу одними устами — холодно, разсеянно, а не сердцем и всею душою?

Вопросы: 1. Не повинен ли ты в грехе богохуления, если не словом, то мыслею? 2. Не роптал ли на Бога в болезни, нужде и в несчастии? 3. Не сознаешь ли себя виновным в грехе кощунства, который бывает тогда, когда неуважительно кто относится к священным предметам? 4. Не был ли когда невнимателен во время молитвы или богослужения и всуе, т.е. только устами, а не сердцем призывал имя Господне? 5. Не нарушил ли когда данных Богу обетов? 6. Не божился ли? Не призывал ли имя Божие всуе в обыкновенных разговорах или без должного благоговения? Не принуждал ли кого к Божбе? Не клялся ли чем иным: именем святых, душою, жизнию и здоровьем? 7. Не утаил ли чего на исповеди по ложному стыду? 8.Не призывал ли Бога и святых Его на помощь в дурных делах, а также при обмане в торговле? 9. Не употреблял ли без разбора на все таких бумаг, на которых написано Имя Божие?

4. Четвертая заповедь: Помни день субботний, чтобы святить его. Трудись шесть дней, седьмой же день отдай Господу Богу твоему. Как ты проводишь праздничные дни? Не имеешь ли привычки работать по праздникам? Но в праздники мало того, что не надо работать, а и проводить их в святости следует, в богомыслии, в чтении слова Божия и духовных книг, в молитве, в творении милостыни, в посещениях больных и облегчении их участи и т.п. Соблюдаешь ли все это?

Вопросы: 1. Не повинен ли ты в грехе неуважения святых праздников? Не работал ли ты без нужды в дни воскресные и праздничные, или не заставлял ли своих подчиненных работать в праздничные дни? 2. Не уклонялся ли от богослужения в праздничные дни? 3. Всегда ли стоял в храме со страхом Божиим, верою и благоговением? 4. Не веселился ли безумно в праздничные дни, вместо того, чтобы, по заповеди Божией, «святить» день Господень? 5. Сознаешь ли долг благотворить храму Божьему, подавать на его нужды? 6. Не ленился ли трудиться в будние дни? 7. Употребляешь ли в праздники время на чтение слова Божия и духовных книг, на молитву, духовные размышления и добрые дела? Соблюдаешь ли определенные церковью посты? 8. Любишь ли нашу св. матерь — православную церковь? Не предпочитаешь ли ты ей какие-либо инославные церкви, христианские общества и самочинные христианские собрания?

5. Пятая заповедь: Почитай отца твоего и матерь твою, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить.Здесь всю свою семейную жизнь припомни: с родителями, братьями, детьми как ты обращался и обращаешься? Затем к общественной и церковной жизни перейди: насколько ты исправен в отбывании государственных повинностей, начальству благопокорен, духовным отцам предан, в отношении к крестному отцу и матери и крестникам своим исполняешь ли свои обязанности? Не виновен ли ты еще в чем против этой заповеди?

Вопросы: 1. Не согрешил ли когда-либо непочтительностью к родителям? Не оскорбил ли их непослушанием, дерзким словом? Не оставил ли их без помощи? 2. Всегда ли сохранял в душе своей беспредельную сыновнюю любовь к своему отечеству? 3. Не согрешил ли непочитанием начальников гражданских: ропотом, порицанием, пересуждением их действий? 4. Не согрешил ли непочтительностью к пастырям церкви? 5. Не допустил ли когда неуважения к старшим по возрасту? 6. Не обращался ли когда несправедливо, грубо и сурово с подчиненными? Не притеснял ли их платой за труд? 7. Не допускал ли ропота по отношению к тем, кому служишь? Не позволял ли себе небрежности при исполнении своих обязанностей? 8. Заботишься ли о воспитании своих детей? Приучаешь ли их ко всему доброму и святому — к послушанию, любви к правде, молитве, трудолюбию? Внушаешь ли им любовь к Богу, ближним и церкви Божией с ее спасительными обрядами и уставами? Обуздываешь ли дурной их характер разумными мерами наказания, соединенными с кротостью и справедливостью? Не подаешь ли им дурной пример своею жизнью? 9. Молишься ли ты, родитель, за детей своих Богу? Просишь ли у Господа благодатной помощи тебе воспитать их в благочестии и страхе Божием, дабы они были полезными гражданами своего отечества, добрыми детьми твоими, имеющими утешать тебя в твоей старости, помогать тебе в твоей немощи, и быть послушными сынами св. матери церкви?

6. Шестая заповедь: Не убий. Тяжкий грех – вольное убийство, в том числе и убийство нерожденного младенца (аборт). Повинны и те, кто подталкивал к убийству словом или делом. «Но я никого не убил», думаете вы. Да, пусть вы никого не убили, но разве только делом можно убить человека? Бывает и слово клеветы, осуждения, ненависти и презрения хуже ножа. Можно сделаться убийцей другого и таким образом: человек истаивает в нужде, мучится, рвется изо всех сил, и даже больной идет на работу; ты бы мог помочь ему, но не помог, а он от этого умер. Кто его убийца? По закону совести ты виноват в его смерти. Ты должен был если не сам, то людьми помочь ему — и он жил бы еще. Итак, если ты не оказал сострадания несчастному, не утешил печальных, не помог ближнему, не наставил на путь истины и добра заблуждающихся, не отвратил от соблазна, а может быть и сам погубил чью-либо душу грехом соблазна, то ты без сомнения, к великому несчастью, виновен и против 6-й заповеди закона Божия, запрещающей убийство. В чем же ты согрешил против нее?

Вопросы: 1. Не подстрекал ли  кого к побоям и вообще к причинению вреда для здоровья ближних? Не последовала ли от этого смерть их? Не допустил ли кому умереть, хотя и мог бы спасти его от смерти (напр. от голода, болезни, утопания и пр.)? 3. Не согрешил ли против шестой заповеди закона Божия, запрещающей не только лишение жизни ближнего, но и всякое оскорбительное слово или действие и ненависть против него? 4. Не раздражителен ли ты в семье и коллективе с которым работаешь? 5. Не соблазнил ли ты, т.е. не навел ли кого-либо на грех своим словом или действием? 6. Избегал ли соблазнов ко греху? 7. Оказываешь ли милосердие твоим ближним? Помогаешь ли им в нужде? Утешаешь ли их в горе и несчастии? Любишь ли их как самого себя? 8. Старался ли примиряться с враждующими и содействовал ли к примирению находящихся во вражде? Не позволял ли себе когда-либо жестоко обращаться с твоими домашними животными? Не морил ли их когда голодом и не бил ли их когда без милосердия? Не мучил ли животных или птиц и не наслаждался ли их мучениями? 10. Не куришь ли? 11. Не покушался ли когда-либо на самоубийство? Не сокращаешь ли жизнь свою невоздержанием, пьянством, излишними трудами и заботами? 12. Деятелен ли ты в деле своего спасения? 13. Не считаешь ли грехом лечиться? 14. Не совершили ли вольного или невольного убийства ( в том числе абортов)? Не подтолкнули ли ближнего к такому убийству?

7. Седьмая заповедь: Не прелюбодействуй. Эта заповедь запрещает вообще всякую плотскую нечистоту. Сюда же относятся: разные игры и шутки нескромные, непристойные песни, душевредное чтение, страсть к нарядам и театральным зрелищам, и пр., а также употребление противозачаточных средств.

Вопросы: 1. Не согрешил ли ты против седьмой заповеди закона Божия, запрещающей блуд, прелюбодеяние, всякую плотскую нечистоту? 2. Не услаждался ли когда нечистыми плотскими помыслами? 3.Не ходил ли в те собрания, где оскорбляется нравственное чувство? Не смотрел ли на те картины и не читал ли тех книг, которые изображают и описывают нечистую любовь? 4. Не изменил ли ты верности и любви супружеской? В безбрачном состоянии хранишь ли себя в девстве? 5. Не ругаешься ли, особенно при детях, скверно-матерными словами?

8. Восьмая заповедь: Не укради. Ты не считаешь себя похитителем? Это так. Но и всякий обман, подлог, утайка — тоже воровство. Знаешь ли ты это? К разряду воров должны быть отнесены и все, кто так или иначе живет за чужой счет, нищие по ремеслу, люди промышляющие всякой легкой наживой, немилосердные, ростовщики, скупцы всех родов и видов, расточительные домохозяева, разоряющие через это свои семьи и т.д. Не виновен ли ты в чем?

Вопросы: 1. Не погрешил ли ты против восьмой заповеди закона Божия, запрещающей присваивать чужую собственность, при помощи ли обмана или тайного похищения (воровства), грабительства, взяточничества, тунеядства, или при помощи лихоимства, которое состоит во взымании непомерных процентов с людей нуждающихся и бедных? 2. Не допускал ли ты в торговле какого обмана чрез продажу испорченного товара, чрез неверный вес и меру? 3. Не согрешил ли когда-либо против ближних какою-либо ложью или хитростью, с целью повредить их благосостоянию или присвоить нечто из их имения? 4. Не играл ли в азартные игры?

9. Девятая заповедь. Не лжесвидетельствуй  на своего ближнего. Кто из нас не сказал ни разу лишнего слова про другого? А двоедушие? Сплетни? Пересуды? В чем ты нарушил эту заповедь?

Вопросы: 1. Не говорил ли когда ложь? 2. Не осуждал ли своих ближних? Не передавал ли дурную молву о других? Не любишь ли слушать пересуды и по ним судить о других? 3. Удерживаешься ли от празднословия? 4. Не любишь ли смеяться над другими? 5. Не скрывал ли истины на суде? Не оклеветал ли кого? Не клялся ли когда ложно, в том, чего не было?

10. Десятая заповедь. Не пожелай жены ближнего твоего… ничего, что принадлежит ближнему твоему.И против 10-й заповеди кто из нас чист? Кто чужд зависти? В чем ты согрешил против этой заповеди?

Вопросы: 1. Не завидуешь ли ближнему своему, — его богатству, счастью, здоровью, его способностям, его успеху в жизни? не радуешься ли несчастию другого? 2. Борешься ли с дурными помыслами и нечистыми пожеланиями? 3. Не презираешь ли ближнего и не считаешь ли себя лучше и достойнее других? Не желаешь ли зла обидчику своему?

Не имеешь ли еще каких грехов, не упомянутых здесь?

 

Вопросы при исповеди детей

1. Молишься ли ты каждый день Богу, особенно утром и вечером, так же перед началом всякого дела и перед обедом и ужином?

2. Не божишься ли? Не произносишь ли имя Божие — великое, святое и страшное напрасно и небрежно в шутках?

3. Считаешь ли грехом жить праздно, в постоянной рассеянности?

4. Ходишь ли с охотою в церковь на богослужение и проводишь ли, как должно, праздничные дни?

5. Почитаешь ли родителей своих и не оскорбляешь ли их чем и не противишься ли когда им?

6. Прилежно ли учишься и всегда ли слушаешься своих наставников и все ли их требования исполняешь?

7. Относишься ли с почтением к старшим и обходишься ли с ними учтиво, сообразно их достоинству и положению?

8. Не упрямишься ил когда без нужды и не имеешь ли дурной привычки всегда стоять на своем и не исполнять ничьих приказаний?

9. Не сердишься ли напрасно, или не бранишься ли и не ссоришься ли с другими, или других не доводишь ли до ссоры между собой?

10. Не научился ли ты курить табак, который так вреден для здоровья?

11. Не выпил ли ты когда-либо хоть рюмку вина, которого ты должен бояться, как губительного яда, как огня?

12. Не бил ли или не мучил ли ты животных без причины?

13. Не привык ли лгать и не стараешься ли обманывать кого при всяком случае?

14. Не берешь ли что когда-либо без разрешения родителей и вообще не брал ли у кого какой-нибудь вещи без разрешения?

15. Если бывают у тебя свои деньги, то не тратишь ли ты их без разбора на лакомства или на другие какие­ либо ненужные и вредные вещи?

16. Не сделал ли ты чего-нибудь такого, чего не сделал бы или стыдился и боялся бы делать при свидетелях, особенно при родителях?

17. Если сделал, то расскажи, что же это такое?

18. Не имеешь ли еще сам сказать чего, что тяготит твою совесть?

 

Чтобы стыд и страх не отвлекали вас от искренней исповеди, помните:

—  вы каетесь Богу, а не священнику;

— священник, как и всякий человек, имеет свои грехи; выслушивая грехи другого, он вздыхает о своих грехах;

— всё, что открывается на исповеди, останется тайною навсегда.

Весьма полезна частая исповедь, новоначальным христианам рекомендуется исповедаться один раз в две недели. Покаяние открывает зрение своих грехов, покаявшись в одних, человек начинает видеть другие,  вспоминает нераскаянные, давно забытые и т.д. Нужно твердо помнить, что после каждой исповеди христианин должен нравственно улучшаться.

Старайтесь исповедаться одному и тому же священнику. Неприлично без крайней необходимости менять духовника, только в случае перемены места жительства (и то иные едут за много километров к своему духовнику),  либо в случае его тяжкой болезни.

 

Обрядовый порядок.

Исповедь совершается в храме утром, перед началом Божественной литургии. Можно также исповедаться и за вечерним богослужением. По особым причинам и в нужде возможна  исповедь вне храма.

Вначале совершающий исповедь священник читает общие молитвы, а затем исповедует отдельно каждого из пришедших. Дождавшись своей очереди, следует прежде всего правильно перекреститься, затем совершить земной поклон, затем исповедающийся  подходит к священнику, стоящему у аналоя (высокого наклонного столика, на котором находятся Крест и Евангелие). Крест и Евангелие при исповеди означают присутствующего тут Самого Иисуса Христа, Который в Евангелии призывает нас к покаянию, а на Кресте пострадал за наши грехи.

 

 

Исповедуя свои грехи, следует помнить:

— исповедь не любит пустословия, не вдавайтесь в подробности своих грехов; назовите прежде грехи, наиболее беспокоящие совесть, далее – все, которые вспомнили, без самооправдания или извинения. Ранее исповеданные грехи, если вы их не повторяли, уже не называйте. Непременно дайте святое обещание отстать от смертных грехов, жить после исповеди благочестиво и старайтесь исполнить свое обещание.

— более всего помогают на исповеди смирение и осознание своего недостоинства перед Богом, более всего мешают гордость и стремление к самооправданию.

—  никогда ни в чем не спорьте с духовником! Это великая дерзость!

— какого греха не творили, в том  каяться не нужно, а на вопрос о таком грехе следует ответить «Бог миловал меня от этого»;

— если грехов много, то можно исповедовать их не за одну исповедь, а за две или три, но обязательно одному священнику и не приступать к Причастию, пока не будут исповеданы все грехи.

По окончании исповеди кающийся наклоняет голову, (можно и встать на колени) священник накрывает его епитрахилью (часть облачения священнослужителя) и читает разрешительную молитву: «Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо, вся согрешения твоя». Возложение епитрахили на кающегося означает возвращение ему милости Божией. Самое важное священнодействие – чтение священником разрешительной молитвы над главой кающегося: именно в это время он получает отпущение грехов от Самого Бога. Осознавая важность и спасительность совершённого Таинства, далее нужно благоговейно перекреститься, поцеловать лежащие на аналое Крест и Евангелие  и  взять благословение у священника.  Для этого нужно сложить руки перед собой ладонями вверх крестообразно, правую поверх левой, и после того, как священник перекрестит вас, поцеловать благословляющую руку, опущенную в ваши ладони.

После исповеди хорошо приложиться ко святым иконам Спасителя, Божией Матери, угодников Божиих и внести свою лепту на пользу храма.

 

 

Святые отцы о причащении Святых Христовых Таин

 

Таинство Святого Причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос. Он называет Свое Тело Хлебом Жизни. «Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие». И Господь предупреждает нас: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни».

Готовящийся ко причащению Святых Христовых Таин должен быть свободен от упреков совести, от вражды, гнева, рассеянности, смущения, лености, но в глубоком сокрушении духа и в полном сознании своего недостоинства, со страхом и верою должен приступать к Святой Чаше.

Свт. Феофан Затворник говорит о Пресвятом Таинстве Евхаристии как о самом сильном и врагопоразительном: «Внемли же сему и Святых Христовых Таин причащайся сколько можно чаще, как только имеешь разрешение от духовного отца своего».

Святой Василий Великий (IV век): «Хорошо и преполезно приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову. Впрочем, приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень (воскресенье), в среду, и пяток (пятницу) и в субботу, также и в иные дни, если бывает память святого…»

Когда преподобного Серафима Саровского спросили: «Как часто надобно приступать к Пренебесному Таинству Приобщения?» — он отвечал: «Чем чаще, тем лучше. Кто приобщается Святых Таин — спасется, а кто не приобщается — не думаю. Благодать, даруемая Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей присутпил к Господу, Искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрыт был язвами грехов, — и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеет, совсем просветлеет и спасется».

Св. прав. Иоанн Кронштадтский«Чудно обновляюсь я Божественными Тайнами Тела и Крови Христовых всякий день, даже доселе, до 70-го года моей жизни, и как бы не стареюся, сохраняясь благодатию свежим и бодрым в душе и теле!

Я ежедневно с благоговением совершаю Литургию и причащаюсь Святых Таин, и вот плоды этого причащения: очищение, освящение, обновление, победа над страстями, мир душевный…

Не огорчайся на тех, которые желают чаще приобщаться Святых Таин Тела и Крови Христовых, но люби их и радуйся за них пред Богом, ибо Господь влечет их сердца, испытавшие сладость общения с Ним в сих Тайнах.

…Диавол всеми адскими кознями своими старается отвращать христиан от Чаши Жизни, наводя на них маловерие, холодность и нерадение к этому величайшему Таинству христианской веры, чтоб держать людей в узах греха и смерти».

Причащение Святых Животворящих Христовых Таин приносит свой плод при условии приготовления и хранения полученного: хранить мир с ближними, пребывать в молитве, воздерживаться от пресыщения, беречь язык от празднословия, постоянно стремиться к чистоте жизни чрез непрерывное покаяние; не надеяться на себя, а иметь твердую надежду на Бога и Его милость.

В противном случае причастие бывает в суд и осуждение.

Нельзя принимать Тело и Кровь Христовы при сомнении, что в Святой Чаше — истинное Тело и истинная Кровь Христовы, при явном пренебрежении в приготовлении ко причащению, при нарушении поста, при вкушении пищи после полунощи, при нечистоте женщины, при супружеском общении накануне.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский о сроках Святого Причащения:

«Иисус же сказал им: «Я есть Хлеб Жизни, приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда; но Я сказал вам, что вы и видели Меня — и не веруете. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6, 35-37).

Из приведенных слов Спасителя очевидно, что Он заповедует верующим и ревнующим о христианском желании причащатъся часто Пречистого Тела и Крови Его — ежедневно, если кто может по условиям жизни своей, быть готовым приступатъ к Чаше Жизни. Если мы ежедневно стремимся к пище и питию тленным, земным, то тем более должны алкать и жаждать пищи нетленной и пития нетленного, которое суть Тело и Кровь Начальника жизни — Господа нашего Иисуса Христа.

Вместе с тем есть много невежд и между образованными, и между неучеными, и даже между учеными монахами и священниками, которые считают неуместным и даже грешным делом — причащаться благочестивым мирянам каждую неделю и каждый день.

Это противно заповеди любвеобильного Господа, Который желает, чтобы верные заботились о возможно частом причащении Его Пречистого Тела и Крови. Аминь».

Душа, вкусившая сладость любови Божией, вся перерождается и делается совсем другой и любит Господа своего и всею силою влечется к Нему день и ночь.

«Тело Христово приимите, источника Безсмертнаго вкусите!»